Теорема Гёделя доказывает Непознаваемость Бога!!!

06 апр 2013 16:29
Хмур
Модератор
Модератор
Сообщений: 3531
Больше
Теорема Гёделя доказывает Непознаваемость Бога!!! #25585
Да, рациональность включает иррациональный остаток в свою картину мира. Вопрос лишь, повторюсь, КАК
включет. Вся эта бодяга возникла у меня в попытке понять СМЫСЛ выражения понятий (интуиций) интуицио-
нистских свободных последовательностей в конструктивных моделях (где это понятие, естественно, благопо-
лучно эффективно элиминировалось). В ином контексте это же возникало как свобода самоопределения
морального сознания либо в отношении абсолюта либо в отношении ничто. Трудность возникала в том, что
для многих онтологических слоев картины мира эта иррациональная свобода самоопределения отнюдь не
является неким 'остатком'. Как бы метафизику иррациональной свободы-воли-ответсвенности никак не удается изгнать из картины, даже если в ней есть РАЗНЫЕ рациональности.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

06 мая 2013 21:30
For
Опытный писатель
Опытный писатель
Сообщений: 214
Больше
Теорема Гёделя доказывает Непознаваемость Бога!!! #25953

aleksandr пишет: "Моральное сознание" (термин Ваш), "идеальное" (термин Валентина) рационально в той же степени, что и "физ-мат" картина".


Как раз насчет степени есть сомнения. А насчет наличия рациональности, как определенных внутренних закономерностей, вполне можно согласится.

У этой рациональности - другой характер, в каком-то смысле противоположный характеру рациональности научной (в узком частном смысле - детерминизму).
Эту противоположность характера моральной рациональности можно раскрыть, например, через роль законов, правил и т.п.: научная рациональность - в фундаментальности, незыблемости, "неприкосновенности" законов, правил и т.п., а моральная рациональность - наоборот, в продуктивности законов, правил и т.п.


Рациональность она всюду одна. В самом широком смысле, она отражает наличие системы закономерностей.
Отличие лишь в том, что в "физ-мат" картине они познаются, как некие данности. Познаются посредством построения приближенных моделей, допустим системы физ. законов. Как раз не претендующих на некую абсолютность, если это действительно научный подход, а не религия.
И определяются они как раз продуктивностью - их предсказательной силой. Т.е. насколько используя эти законы можно получать предсказуемые результаты на практике.

А если говорить о моральной сфере, то там законы и правила формируются - устанавливаются а не познаются. То есть присутствует осознанная или неосознанная целесообразность. Собственно это и есть рациональность в более узком смысле. Потому как рационально что то или нет можно говорить лишь относительно некой цели.

Хотя конечно можно предположить, что второе есть лишь некая ступень развития первого.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

07 мая 2013 10:28
Хмур
Модератор
Модератор
Сообщений: 3531
Больше
Теорема Гёделя доказывает Непознаваемость Бога!!! #25960
For> Как раз насчет степени есть сомнения

это в значительной мере есть схоластический вопрос, но тем не менее.. - вот возьмем тот тип рациональности, который наз. целе-ориентированным. В качестве цели рассмотрим 'глобальную' цель функционального органа рациональности в наибольшей степени способствовать 'процветанию' (выживать + экспансия до равновесия). В этом смысле моральное сознание внесло даже БОЛЬШИЙ вклад в антропологический успех чем сознание научное. Моральное сознание это не только 'позитивное' типа групповой солидарности, но и негативное типа умения оправдать предательство или конформизм.. моральные механизмы рефлексируются философами издревле, запутанность вопроса вовсе не аргумент, что эти механизмы менее уважительны перед интеллектуалисти-
ческими оценками чем механизмы познания природы (познание внутренней природы в некотором смысле даже
труднее из-за более сильной иллюзии 'прямого доступа').

> Рациональность она всюду одна.

наверное не следует, действительно, делать четкой демаркации между рациональностью ориентированной на цели и ценностно-ориентированной рациональностью. Они переплетены: cохранять верность ценностям может быть метацелью, а целе-ориентированное поведение строится на основе веры в ценность цели и усилий.
Вопрос в основаниях рациональности, происхождении этих самых 'внутренних закономерностей'. По большому счету, как мне кажется, Алесандро имеет в виду то принципиальное различие типов рациональности, которое проистекает их двух типов познания - внешнего и внутреннего, из императива соответсвовать внешнему миру и быть в мире с самим собой (адаптация к внутреннему миру, сознания к подсознательному и бессознательному). Разумеется, всё переплетено, имеет место инверсия внешних и внутренних порядков (интериоризация), но имеет место и постоянное типологическое различие, воспроизводимое в каждом новом 'данном' сознании.

моральная рациональность 'продуктивнее' в том смысле, что она творит социальный и психологический мир, порядок как бы ежемоментно, а циклы научного познания гораздо длиннее. Моральные правила и закономерности и изобретаются и 'открываются', ибо моральные конфигурации совместимы со стратегическими и тактическими успехами и неуспехами разных стратегий по-разному и совсем не произвольно.

В 'чистой' науке морального выбора нет (нет субъекта в его полноте; сам субъект может стать предметом науки, но опять же не во всей полноте жизни), а вот в моральной области есть проблема морального выбора, несмотря на все моральное познание можно проявить свободную волю и пойти наперекор 'познанной моральной необходимости (найти новую степень (им)моральной cвободы), а в области науки поход против основ формальной системы или принятой теории разрушает ее, выводит в область проблемной истинности и лишь иногда приводит
к концептуальной революции. А моральный 'бунт' это наша повседневность и даже СПОСОБ ЖИЗНИ (диалог с совестью).

Как бы субъект морального сознания гораздо более многомерен чем субъект познания природы (даже внутренней и собственной).

Алесандро имеет в виду эту постоянную 'подключенность' морального сознания к плазме существования, причем для этой подключенности не требуется тех энергий (плотностей мощности), которые требуются физикам к подключению к глубоким уровням единого поля..

Мир физики возник на основе своей 'плазмы', а мир сознания - на основе своей. Разные структуры-носители. Сознание (как оно дано нам) как бы БОЛЕЕ соразмерно своей собственной порождающей основе, чем физической основе мира.. онтологическая рекурсия как бы существенно переопределилась пока образы бытия не стали расширенными на свои собственные фантазии, жизненные интересы и проекты, обеспеченные ресурсами воли..

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Модераторы: InexSVGYNK
Время создания страницы: 0.612 секунд
Работает на Kunena форум